Автор Тема: Отчёт о походе на майские, Карпаты-2017  (Прочитано 104 раз)

Оффлайн Vano

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
    • Просмотр профиля
Карпаты-2017(Славское-Мукачево)

   В этом году на майские получилось вырваться ненадолго из объятий обыденных забот и суеты, и прокатить по горам. Маршрут планировался достаточно спонтанно – за месяц до выезда мы решили, что едем. Ехать хотелось по Карпатам. У той компании, что подобралась, мог найтись прицеп, но не нашлась машина с фаркопом, так что решено – едем на поездах. Побеспокоившись о наличии билетов, мы слегка разочаровались – практически всё раскуплено, но есть немножко купейных мест в ужгородском направлении. Таким образом мы и решили, что стартуем на велах из Славского, а финишируем – в Мукачево.
   Нить маршрута получилась следующей: Славское-Лавочное-Кальное-Климец-Верецкий перевал-Завадка-Подполозье-Верхняя Грабовница-перевал Уклин-Поляна-Свалява-Карпаты-водопад Скакало - Чинадиево-Мукачево.

В этот раз нас в походе было пять человек, а именно Заровный Иван, Зинченко Александр, Авраменко Владислав, Бурый Александр, Вирский Вадим.
Продолжительность похода составляла чуть менее 3 ходовых дней, плюс примерно сутки на дорогу туда-обратно, а предполагаемый пробег(всего 130 км, хоть и по горам) сулил нам увеселительную прогулку.
 05.05. День нулевой
Сразу после работы, в шесть вечера - выезд из города на электричке. Трансфер в этот раз немного тоскливый. Сначала на медленной электричке до Нежина, после – на такой же до Киева, откуда чуть позже полуночи мы отправлялись уже до Славского. В Киеве докупили недостающих продуктов питания, немного перекусили, после чего сели в поезд, предварительно разобрав велы. Все ехали в купе, где у нас помещается только один велосипед на верхнюю полку. К счастью, в силу того, что поезд дорогой и повышенного комфорта, после Киева следующая остановка поезда была уже в 7 утра во Львове. Проводник разрешил нам оставить велы в проходе вагона.
06.05. День первый. Славское – Нижние ворота(54 км)
Прибыли в Славское в 10 утра, быстренько собрались и выехали. Погода, несмотря на прогноз, была изумительной! Пейзажи сразу же начиная от Славского радовали глаз, хотя первую половину дня мы чаще ехали по разбитым грунтовкам, чем по асфальту.

Профиль рельефа нас не щадил, особенно, учитывая то, что никто особо по весне не раскатывался. Дорогу мы выбрали второстепенную, в результате чего лишь изредка видели автомобили.

Периодически нас радовали горные ручьи вдоль дороги, в которых мы умывались, смывая с себя соль и дорожную пыль. Местные жители были готовы прийти нам на помощь в плане снабжения питьевой водой. В общем – всё просто супер.



На Верецком перевале нас ожидал вид на свежереконструированное кладбище защитников отечества в стиле польского кладбища на львовском Лычакове, а также вид на эпически развалившуюся недостроенную гостиницу.



Должен отметить, что бОльшую часть дня дороги, даже будучи асфальтированными, зачастую были невероятно убитыми.

Изрядно устав от сюрпризов рельефа за день, в районе Нижних ворот решили искать ночлег. По воле случая нам попался на глаза указатель на сырную ферму «Закарпатское руно». Вечер ещё был отнюдь не поздний, поэтому мы понадеялись прикупить сыра, и рванули на ферму. Это оказалась немалых размеров мануфактура, поголовье овец которой составляет порядка 1000 штук, плюс какое-то количество коров. Позвонив по телефону, который нам указал охранник, мы вызвонили женщину, которая пообещала прийти через 10 минут. Мы её дождались, и вот мы уже выбираем то, что очень любим – сыр. А выбирать нужно было из трёх вариаций брынзы(свежая, полутвердая и твердая) и рикотты. Но пока мы высматривали в огромной комнате-холодильнике что же взять, наш взгляд упал на пару пожелтевших кусков, покрытых плесенью. А мы ведь после швейцарского похода фанаты подобных сыров. На наш вопрос женщина ответила, что не знает их названия, и к тому же они, не к столу выражаясь, воняют носками. Нас этим было не отпугнуть, и мы купили оба заплесневевших куска, рикотту, свежую и полутвердую брынзу(всего чуть больше 2 кг на почти 600 грн). На ночлег расположились в саду неподалеку от фермы, предварительно спросив разрешения у работницы. Она нам разрешила при условии, что мы не боимся овец 

На ужин у нас был шашлык плюс вино, ну а теперь и сыр. Заплесневевшие сыры порадовали! Тот, что пожелтее, оказался по вкусу похож на аппензеллер, а тот, что был слегка красноват – достаточно своеобразен и островат. Как говорится, гурманы довольны!  Учитывая удачное местоположение нашего ночлега и хорошую погоду, решено было искупаться в горной речке, что и было воплощено в речке Латорица, текущей неподалеку. Она неглубокая, поэтому пришлось омываться руками, стоя примерно по колено в прохладной(порядка 10 градусов) воде.

Замечательно отужинав, отправились спать. День хоть и был физически нелегким, однако окружающие пейзажи, и приподнятое настроение в связи с пребыванием в походе компенсировали усталость.

 07.05. День второй. Нижние ворота – Водопад Скакало (56 км)
Подъем в 7 утра, завтрак из гречки и тушенки, приготовленных на костре, выезд в 9 утра.
Сегодня, по нашим ожиданиям, самый интересный день похода.







Вскоре после старта нам попался очень приятный родник, а ещё вскоре после этого мы прибыли в с.Верхняя Грабовница, в которой расположен бункер фортификационной линии Арпада, которую венгры строили на границе с СССР в период 1939-1944г.г. Строился он вдоль стратегической в тот момент трассы, связывавшей через Карпаты обе части современной Украины.

Приехав ко входу в бункер, мы увидели, что как раз начинается экскурсия, и решили к ней примкнуть. Быстро пристегнув велы, и накинув куртки, мы нырнули в пещеру. Глубиной бункер достигал 50-ти метров, и включал в себя казармы, переходы, комнату офицеров, выходы на огневые точки, самая высокая из которых эквивалентна 16-ти этажному дому по высоте. Изнутри подняться к ДОТам не вышло – подходы ещё не восстановлены, к одному из них(под №2) мы подошли с улицы. Что сказать – видно, что его взорвали.

Бункер очень впечатлил масштабами и продуманностью. Интересно также то, что строилось это сооружение на протяжении 5 лет, а захвачено Красной армией было примерно за 1,5 недели в силу того, что удалось окружить эти фортификации со стороны капитулировавшей к тому времени Румынии.





После войны все входы в этот бункер были уничтожены при помощи взрывчатки, после чего в 60-х г.г. восстановлены в составе Минобороны в качестве склада и резервного командного центра. После распада СССР на протяжении десятилетия разворовывались, а сейчас восстанавливаются местными энтузиастами, за что им отдельное спасибо!
После выхода к нам подошел парень и сказал, что вход платный, но для нас, как для велосипедистов, он готов продать билеты по студенческому тарифу(вроде 30 грн с человека). Мы, не споря, оплатили. Кроме того, мы ещё и сделали свои скромные пожертвования в копилку на развитие объекта – так он нас впечатлил!

Далее по маршруту – небольшой перевальчик Уклин, на вершине которого мы отведали рикотту, намазанную на хлеб, и сочли её великолепной! После перевала движение стало с приятным трендовым уклоном вниз, после чего нас ждал курортный городок Поляна, где находятся целебные минеральные источники. Мы только вчера покупали в магазине Поляну Квасову, а теперь получили шанс сравнить её вкус с оригиналом-первоисточником.

Подъехав к источнику, находящимся под высокой крышей, мы пережили минуты разочарования – источник начинал работать в этом году начиная с завтрашнего дня, а пока что был закрыт на замок и решетчатые ворота. Пока мы пытались справиться с плохой новостью, увидели, что к источнику, проскользнув сквозь решетку, подошел парень лет 9-ти, с двумя пустыми бутылками. По нашей просьбе, он без проблем набрал в наши бутылки литров десять минералки, за что мы ему даже вручили немного денег на конфеты, что его невероятно порадовало.
Что скажешь – минералка по вкусу точно как и в бутылке, даже слегка газированная.
Стоит отметить, что сегодня дорога по качеству была значительно лучше, чем вчера, а Поляна вообще впечатлила. В силу того, что это курортный городок, видно было, что население живет благополучно.
По дороге к выезду из городка, Саня нашел мужика, который занимается вином. Мы планировали взять местного винишка при случае, а этот ещё и предлагал бесплатную лекцию-дегустацию. Мужик оказался достаточно интересной личностью. Судя по невероятному количеству чучел животных на мансарде, он не только винодел, но и охотник. Вообще на процесс и культуру употребления вина у него выработана собственная личная идеология – нужно пить мало, но практически с рождения(сколько тебе лет – столько литров вина разрешено выпить за год). Прослушав интересную лекцию, и неплохо надегустировавшись, мы прикупили 3 литра вина на оставшиеся 2 ужина, и ещё столько же вина Влад взял себе домой, после чего отправились дальше.
Далее на нашем пути был ещё один курортный городок Свалява. Из интересных особенностей – советские памятники воину-освободителю, и защитникам города остались нетронутыми в ходе украинизации, их по-прежнему украшают надписи на русском. А в целом городок не произвел должного впечатления – много народу, похожего на цыган, малость грязноват. В общем, уступает Поляне. К тому же, мы минеральных источников не нашли(хотя не сильно и искали).

По дороге к замку Шенборнов в селе Драчино нам неожиданно попался на пути Кирилло-Мефодиевский женский монастырь, в который мы решили заглянуть исключительно из-за того, насколько ухоженным он выглядел. Очень приятный парк европейского образца, да и в целом место по ухоженности напоминало религиозный филиал экс-президентского Межигорья.

Наскоро закончив осмотр монастыря, мы выдвинулись дальше. До конца дня у нас оставалось пару достопримечательностей, следующая из которых - замок Шенборнов(а ныне – санаторий Карпаты). В роли санатория он с сороковых годов 20-го века. В связи с этим, внутри замка он полностью утратил свою историческую идентичность. Снаружи, в то же время, он выглядит по-прежнему интересно, хотя и видно, что нуждается в реконструкции. Главное здание замка окружено достаточно приятным парком, на территории которого расположено озеро, террариум, родник. Забыл сказать, что вход на территорию замка стоит 10 грн.



Осматривая парк, мы наткнулись на кафе, расположенное прямо у стен замка, и решили отведать здесь немного местной кухни. И здесь нас ждал неприятный момент. Сделав заказ, мы просидели минут 40, после чего пошли уточнять, как скоро будет готово. Нам сказали, что буквально пару минут. Ещё через минут 15-ть мы встали и уехали. Злые и голодные. Совершенно ненормальная практика не предупреждать посетителей о подобных сроках готовки блюд, ведь мы могли спланировать своё время по-другому(осмотреть санаторный парк, пока еда готовилась), и все остались бы довольны.
Дело уже близилось к вечеру, а на ночлег мы хотели стать возле водопада Скакало(который находится за санаторием Водограй). Нам оставалось проехать порядка 5 км, немного свернув с основной нити нашего маршрута. Проехав необходимый путь, мы оказались в лесу, где уже нужно было катить велосипеды рядом в силу существенного уклона вверх. В итоге, нашли замечательное место для ночлега в буковом лесу, чуть правее и вверху от основной дороги к водопаду. Нашлось место для двух палаток, кострище уже было обложено булыжником, а дров в округе было просто полно.
На ужин мы снова приготовили шашлык, с вином и сыром. После ужина успели прогуляться к водопаду, где под покровом ночи двое из нас помылись после дороги на сон грядущий(под струями воды, словно в огромном душе). Водопад произвел хорошее впечатление, я ожидал, что он будет меньших размеров. По возвращению в лагерь мы даже успели повторно на костре приготовить чай перед тем, как дождь разогнал нас по палаткам. Должен сказать, что в целом днём погода была отличной, переменная облачность комфортной температуры.

 08.05. День третий. Водопад Скакало - Мукачево (25 км)
Несмотря на ночной дождь, к утру распогодилось, а из жара вчерашнего костра удалось развести огонь, не прибегая к помощи зажигалок.
Вчера, по дороге к водопаду, мы видели, что можно существенно срезать путь, если пересечь булыжники, находившиеся на возвышении. По ночи мы не решились по ним идти, а с утра были настроены более чем решительно.



Эти булыжники, заросшие мхом, что были расположены на вершине, произвели на нас мощное впечатление – это составная часть того, ради чего стоило ехать в поход, Сам водопад в свете дня мы также немного переосмыслили. Прельщает тот момент, что он выглядит максимально естественно. К нему не проложена специальная туристическая тропа, и минимальное количество окружающей обстановки давало понять, что здесь ступает нога человека. Водопад также возможно обойти и сверху, где он ещё предстает перед взором наблюдателя в виде горной речки с мелкими порогами.

По причине насыщенной утренней программы, выехали с ночлега примерно в 11 часов. На сегодня было запланировано в факультативном режиме посетить замок Сент-Миклош в Чинадиево, а остальное время до вечернего отправления поезда посетить городу Мукачево, и в частности – замку Паланок.
Чинадиевский замок, по предварительным данным, представлял собой довольно жалкое зрелище – усилий неравнодушных людей не хватало для того, чтобы остановить его разрушение, и на фото он представал перед нами в состоянии, близком к самопроизвольному разрушению. По этому поводу мы дали на откуп ситуации возможность посещения этого замка. В итоге, оказалось, что мы проезжаем буквально в непосредственной близости от этого замка, вследствии чего мы решили заглянуть во внутренний дворик, и составить собственное впечатление о нём. Мы пережили определенное удивление, когда увидели, что сам замок не в таком уж унылом состоянии, вокруг него прямо сейчас разбивался парк европейского образца. Вход в замок был бесплатным, как и экскурсия, которая производится силами местных энтузиастов.

Внутри обстановка была неоднозначной. Часть замка оказалась отреконструированной, а в другой его части в буквальном смысле обваливался потолок. При советской власти замок использовался самым интересным образом – то как тюрьма, то как склад ГСМ, а напоследок – в качестве свалки мусора. С 2001 года он находится в концессии у закарпатского художника Иосифа Бартоша, благодаря чему оказался спасён от разрушения и забвения. Девушка-экскурсовод очень выразительно провела нам экскурсию, основной нитью которой была история любви княгини Илоны Зрини(национальной героини Венгрии и Хорватии). Нам эта история была совершенно неизвестна, тем интересней было слушать. Нас провели по большинству комнат, даже полуразрушенных, показав архитектуру и тайные ходы с комнатами для подслушивания. Получив от экскурсии удовольствие, и внеся добровольные пожертвования в копилку благого дела, мы продолжили путь дальше.

Стоит сказать, что начиная примерно от перевала Уклин, нам по пути очень часто встречались дома, исполненные в венгерском квадратиш-стиле, чем добавляли необычности данному региону.
Через 10 км после Сент-Миклоша был уже въезд в Мукачево, перед которым регулярнейшее стала появляться брусчатка в её упоротейшем состоянии.

Город Мукачево в самом центре был достаточно живеньким – немалое количество туристов, живая музыка, приятная архитектура. Перекусив в одной из кафешек бограча, мы направились к изюминке этого города – замку Паланок. Для того, чтобы доехать к нему, нам пришлось прилично вкрутить на подъёме. Возле замка нам очень удачно получилось прикарковать велосипеды под присмотром пожилого мужчины, который здесь же при входе занимался продажей вина.
   Вход в замок стоил 40 грн, и он однозначно стоил того! Я в нем в предыдущий раз был 10 лет назад, в нем тогда шла реконструкция, и он мне как-то не запомнился во всей своей красе, а там есть чему удивлять. Фактически внутри одного замка находится ещё один! К осмотру открыто приличное количество помещений, сам замок находился в неплохом состоянии. Много по нему расписывать не буду, информации о Паланке достаточно в открытых источниках.



   Закончив осмотр замка, мы направились уже к железной дороге, неспешно разобрали и упаковали велосипеды, разобрали вещи, перекусили, и ждали прибытия поезда.
   Спустя полчаса поезд прибыл, и мы с очень большим трудом успели в него залезть – проводникам даже пришлось останавливать отправление поезда. Окончательно испортив отношения с проводниками на этапе погрузки, они начали с нас требовать убрать велы из проходов купейных вагонов. По причине почти полного отсутствия билетов в момент их покупки, мы и так ехали не только в разных купе, но и в соседних вагонах. Но вот я с Сашей – занимали две верхние полки одного купе. Один вел мы припарковали как обычно, в кармане над входом. А второй, после долгих поисков решения, поставили на две верхних полки вдоль вагона над окном. Спать было слегка неудобно, зато не смущали монашку, ехавшую на нижней полке. Разговорившись с попутчицами, выяснилось, что хоть они и были последние две недели в разных курортных городках Карпат, но их объединяло одно – последнюю неделю у них было холодно и дождливо. Нам просто невероятно повезло, что дождь застал нас лишь однажды, да и то ночью.

09.05. День четвертый. Киев-Чернигов
Выйдя из вагонов поутру, ощутили на себе дубак севера страны, быстро собрали велы и поехали к пригородным кассам. Кассирша предложила нам отправление через 15 минут до Чернигова с пересадкой в Нежине, чем мы и воспользовались. Уже в обеденное время были дома.


Эпилог

   Подводя итоги поездки, скажу, что велопоход удался. За исключением мелких нюансов, был сплошной позитив, темп поездки оказался комфортен всем участникам. Горные пейзажи радовали глаз, плюс отведали немного местной кухни и напитков. Жаль, что свободных дней на майские оказалось немного – планов на экстра-дни у нас было прилично, но спасибо и на том, что состоялось.
   Бюджет поездки составил примерно 1800 грн на человека(примерно 70 долларов по состоянию на время путешествия), из которых 1000 грн ушла на услуги железной дороги.
   Благодарю читателей за проявленный к материалу интерес. Репост повествования в других информационных источниках велосипедной тематики допускается, однако с обязательной ссылкой на материал-исходник на черниговском велофоруме. Желаю вам покорения новых рубежей, и интересной веложизни. До скорых встреч!



Поделиться

Twitter  Facebook  Google Plus  Google  RSS