Карбоновые рамы

Автор Buggorr, 08 октября 2010, 10:10:36

« предыдущая - следующая »

Buggorr

Не давно нашол статью о свойствах карбона. Я думаю нашим велофановцам тоже будет интересно почитать!!!


Так уж сложилось, что о карбоне знаю не только по переписанным и продублированным в 100500различных источниках одной и той же информации, рекламного характера, но и имею опыт работы с ним.

Поэтому постараюсь поделится некоторой информацией, необходимой для того что бы Вы могли принять осмысленное решение о том, покупать ли велосипед на карбоновой раме (или просто раму)
1. Карбон боится точечных ударов. Один камушек, вылетевший на скорости из под колеса и дорогостоящая игрушка идет в помойку.

Самый распространенный и самый любимый агрумент против карбона.
Ни камушком, ни обычными падениями, ни ударами карбораму не поломать. Углепластиковые лопасти вертолетов не разрушаются от одиночный пулевых отверстий (или множественный, если конечно они не кладутся рядом). Естественно рама не аболютно прочная и может поломаться. Но в случае когда сломается карборама, алюминиевая неремонтнопригодно согнется, сложится гармошкой, местами лопнет.

Смотрим на Вашу старую раму. Есть ли на ней вмятины, погнутости? - Нет? - Значит Вы ездили так, что с карбоновой рамой так же бы ничено не произошло.

2. Я заметил что в подсидельной и рулевой трубе виднеется металлическая поверхность. Может это обычная алюминиевая рама, декоративно обклеяна карбоном?
Карбон не работает на истирание. С помощью наждачной бумаги руками за несколько минут можно протереть на сквозь трубу рамы. когда в случае дюралиминия придется попотеть целые часы.
Поэтому никаких резьб в карбоне не делают. Для этого вклеивают дюралевые\титановые бонки, в которых и нарезана резьба. Так же в подсидельном узле делают дуралевые вставки, что бы подсидека надежно зажималась при меньшем усилии на эксцентрике.

3. Карбон неремонтопригоден. Если процарапан защитно-декоративный лак до карбона, его необходимо подновить с помощью маникюрного акрилового лака. Если повреждена структура волокон - эту раму лучше выбросить от греха подальше.
Про подновление поверхности ничего "против" и ничего "за" не скажу. Это дело вкуса и красоты.
На счет поврежденных волон. Волокно разорвано - это место ослаблено. Но что бы сразу выбрасывать... это крайности.
Возможны случаи поврреждения от "размягтелости" карбона в зоне удара (разрушена матрица) до болтания "на соплях" (обширнае сквозная деструкция волокон).
Во всех случах ремонтируется накладыванием карбонового бандажа сверху. Ширина и толщина бандажа выбирается исходя из того какое место повреждено. Но как правило кладется со значительным запасом.
Внешний вид как правило страдает, функиональность остается.
Есть случаи когда отремонтировать не удасться. Это относится в первую очередь к местам, где нет возможности наружу растить бандаж - например в шосейных рамах маленькие зазоры между покрышкой и перьями.

4. Итальянская карборама Colnago (американская Spezializodawskaya\ giantowskaya ...) на порядок лучше, чем нонеймовская китайская с Е-бая.
Лажа. Все делается в Китае. Почему? - 1. цена. 2. производство карборам это ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ВРЕДНОЕ производство. Пары смол и отвердителей, карбоновая пыль (при шлифовке) убивают здоровье рабочих в считанные годы.

5. Карбоновые рамы очень жесткие. Карбон гасит вибрации.
В общем случае самые жесткие рамы алюминиевые. Жесткие, потому что алюминиевые сплавы 7005 6061 6013 не любят деформацию, при наличии циклической пусть даже и очень небольшой по величине деформации, они очень быстро разрушаться. Поэтому из аллюминия не делают пружин. Но жесткие в негативном смысле. Они очень сильно бьют в спину (жопу), заставляя снижать скорость, когда пролетаешь кусок стиральной доски на перекачанных колесах. Карбон (как и сталь и титан и др.) допускает некоторую деформацию. Грамотно спроектированная рама будет глотать мелкие вибрации (в этом плане она не жесткая). Ехать на карбоновой раме мягче.
Есть еще одно интересное свойство углепластиков. Правда оно было замечено на самодельной карбоновой раме, но неисключено что оно есть и на серийных образцах. Заключается оно в том, что упруго деформируется карбон не линейно. Сначала он довольно податлив, но после некоторого порога упирается деформации всеми своими фибрами и будет сопротивляться пока не поломается. Другими словами, если сделать из стали такую раму, что бы она мелкие неровности глотала так же, как и карбоновая, то при попытке ехать в горку стоя на педалях, она бы скрутилась буквой ЗЮ.
Карбоновая рама двухподвеса – это масло масляное. Но зато легкое.

6. За много денег лучше купить вел на алюминиевой раме но зато с более высококлассным оборудованием, нежели на карбоновой раме со средненькой навеской.
На вкус и цвет фломастеры разные. Разница в четкости работы между Deore и Tourney будет несравнимо больше, чем между XT\XTR и Deore.
Зато карбоновая рама «теплая», ее можно облизывать при –10 Ц и ниже

7. От прямых солнечных лучей карбон теряет свойста.
Карбон это композитный материал - углеволокна в матрице. Прямые солнечные лучи это – тепловое и УФ воздействие. На углеволокна впринципе УФ и тепло не повлияют. Само волокно выдерживает температуру свыше 1000градусов.
Матрица, она же смола, не такая стойкая. От УФ излучения она становится хрупкой. Но поскольку УФ не пройдет дальше 10мкм НЕПРОЗРАЧНОГО слоя угля в карбоне, то воздействием УФ можем пренебречь. Тепловое воздествие. Безусловно ни о каких 1000 градусов теплостойкости смолы речи быть не может. Например смолы ЭД-20, ЭД-22 размягчаются от температуры свыше 60-70гр.С. А при 100гр.С (окунание в кипяток) карбоновую трубу, изготовленную с данными смолами, уже можно немного деформировать. На практике что бы это значило... если бы черная рама постояла бы некоторое время под прямыми солнечными африканского солнца, а потом резко запрыгнуть и поехать... то может что-то и случится. Но в белорусских условиях за 2 года ничего подобного не произошло.
Буржуские смолы, применяемые в карбоноварении, имеют гораздо большую температурную стабильность. Как минимум градусов на 100. В кипятке не размечались (определял по тону звука, ударяя массивной железкой). Но в шоссейной раме Ла-Пиерра, смола (клей) которым были присоединены задние перья к переднему треугольнику, в кипятке размягчался.

8. Карбон становится хрупким при низких температурах. На нем нельзя кататься зимой.
А лыжные карбоновые палки не боятся низких температур? До –20гр.Ц карбон заметно свойств не меняет, а при ниже –20Ц.... ну это уже экстрим, а не покатушки. Я бы не выехал нос морозить.

9. Не хочу покупать карбоновую раму, т.к. боюсь нарваться на китайскую подделку.
Вопрос интересный. С одной стороны >99% всех рам делается в Китае, китайцы никогда не занимаются самодеятельностью – как им однажды показали, как делать, так они будут делать раз от раза. И это, на мой взгляд, их замечательная черта.
С другой стороны, а если какой-то новенькой фирмочке не показали как надо делать, конкуренты надежно хранят свои тайны, и делают они по своему разумению, то можно ли ее сделать плохо? Можно. Можно, если они совсем китайцы и не осуществляют никаких проверок и испытаний продукции.
Можно ли делать раму «правильно», но, упростив технологию и удешевив продукцию, снизить ее качества? Думаю можно. Например.
Как известно, что рамы делаются из UniDirection тканей. Что они из себя представляют? Это ткань состоит из однонаправленных углеволокон, прошитых между собой технологической нитью. В сравнении с углетканью классического плетения «в шашочку», в UniDirection нету постоянных перехлестов и изгибов углеволокон. Что придает ей ощутимо большую жесткость и чуть-чуть большую прочность. Каждый слой UniDirection-ткани накладывается под определенным углом к предыдущему. Таким образом происходит равномерное распределение возникающих в процессе эксплуатации нагрузок по всему сечению трубы, по всей площади.
Итак. Если мы будем использовать более толстые UniDirection ткани, то нам понадобится их меньшее количество слоев. Меньше слоев – работник быстрее их уложит на болванку и быстрее отправит форму на «запекание»*. НО! Если будет меньше количество слоев, тем менее эффективно будет распределяться нагрузка, могут возникнуть локальные перегрузки в матрице (смоле) с ее разрушением. Что может привести к поломке всей трубы. Страшно? – а мне нет. Трубы своей рамы я мотал из ровинга (веревки). Такой способ хоть и самый трудоемкий, но дает наилучшие прочностные характеристики.
Итак подутюжим. В смысле подытожим. Гадать по картинке или ссылке на е-бай о свойствах рамы, дело бесполезное. Нужны испытания. Покупая брендовый карборамовый велосипед SCOTT GIANT TREK GT SPECIALIZED МERIDA CANONDALE и т.д. вы, хоть и переплачиваете за надпись на раме, сделанную в Китае, но получаете уверенность в том, что представители бренда сами позаботились о том, что бы выбрать из достаточно большого количества фирм-изготовителей рамы наилучших. Что бы проводить испытания и выборочные краш-тесты (естественно на стендах, а не на людях). Ибо велосипеды верхнего уровня – это лицо бренда, и портить оно его не заинтересовано.

*запекание - процесс полимеризации смолы, а не каких то замысловатых превращений отдельных углеволокон в единый монокок). Процесс полимеризации проходит, в зависимости от применяемых смол, от 80 до 150 гр.Ц в течении 30-60 минут.

10. Какая рама лучше: из волокон 12К или 3К?
Выбирайте что больше нравиться. Рабочие характеристики у них одинаковы. 12К или 3К – по большому счету определяет размер «шашочек» в декоративном слое. Внутри карборама состоит из UniDirection слоев.

Виталий

Спасибо, неплохо описал.

verb


Ranger Pacific


Никита

Первоисточник информации первого поста - тут.

AndreyUK

интересная статья по китайские карбоновые рамы http://velohack.com/2015/05/deshevy-j-kitajskij-karbon-stoit-li-riskovat/