Велосипед признан лучшим изобретением за последние 200 лет

Автор Winny, 06 апреля 2009, 12:36:17

« предыдущая - следующая »

Winny

Британская радиостанция BBC 4 в рамках программы "Вы и ваше" (You and Yours) провела среди своих слушателей любопытный опрос, касающийся лучших, худших и будущих изобретений.

В первой части интерактивного опроса его участникам было предложено назвать самые существенные новшества, появившиеся с 1800 года. Голоса распределились следующим образом:

• Велосипед — 59%
• Транзистор — 8%
• Электромагнитная индукция — 8%
• Компьютер — 6%
• Теория микробной инфекции — 5%
• Радио — 5%
• Интернет — 4%
• Двигатель внутреннего сгорания — 3%
• Ядерная энергия — 1%
• Спутник связи — 1%.

Таим образом, больше половины опрошенных выбрали велосипед за простоту проекта, универсальность использования и экологичность.

Источник: membrana.ru

Winny

Изобретение велосипеда

К изобретению велосипеда приложили руку многие изобретатели и инженеры. Различные идеи повлияли на развитие велосипеда, который совершенствуется и по сей день. Некоторые исследователи указывают на чертежи, похожие на чертежи велосипедов, которые датируются временами жизни Леонардо да Винчи.

Важным этапом в эволюции велосипеда было применение двух колес одинакового размера. До этого времени переднее колесо велосипедов тех времен было значительно больше, чем заднее, ездить на нем было неудобно. В конце 19 века англичанин Бейтс создал первый велосипед с приводом со шкивами и шнуром на заднее колесо. Этот велосипед назвали «Летучим голландцем». Девять лет спустя этот привод был заменен цепным приводом.

Безопасный велосипед был изобретен ближе к концу 19 века Дж. Старли и В. Саттоном. Велосипед назывался Rover. Другой безопасный велосипед «Уиппет» был изобретен примерно в это же время другими учеными - Ч. Линли и Дж. Биггсом. Рама этого велосипеда имела ромбообразную форму, седло, педали и руль были фиксированы. Этот велосипед пользовался особой популярностью, так как в его раме были две пружины, которые смягчали езду. Некоторое время спустя Дж. Данлоп изобрел надувные шины. Ездить на велосипеде стало еще комфортнее.

Легенды и заблуждения

Создание велосипеда связано со многими легендами и заблуждениями. Утверждения, что велосипед был изобретен уже в античности, не убедительны. Распространенный рисунок «велосипеда» на окне церкви Stoke Poges является подделкой, ученые выяснили, что на самом деле это рисунок колесницы, ассоциируемой с херувимами и серафимами в средневековой иконографии, второе колесо было пририсовано.

Самокат якобы 1791 года, владельцем которого называли графа де Сиврака (Comte de Sivrac) является фальсификацией 1891 года. Эту историю выдумал французский журналист Луи Бодри. На самом деле граф де Сиврак – вымышленное лицо, прототипом которго стал Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырёхколёсных экипажей.

Похожее на велосипед изображение в Codex Atlanticus (133v), который приписывают ученику Леонардо да Винчи Джакомо Капротти, также является подделкой начала 70-х годов 20 века.

Велосипед русского крестьянина Артамонова, на котором он якобы ехал в 1801 году с Урала в Москву, тоже фальшивка. Есть много примеров подделок: это велосипед из Тюрингии, создание которого датируется 1844 годом. Так же итальянский велосипед 1855 года. Сегодня этот велосипед выставлен на обозрение в Museo Nationale della Scienza e della Tecnica da Vinci.

Факты

В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый самокат, который был назван им «машиной для ходьбы». У самоката был руль и седло. Самокат был назван по имени изобретателя дрезиной, и это слово по сей день используется в русском языке. В 1818 году был выдан патент на это изобретение.

В 1839—1840 годах изобретение было усовершенствовано. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Заднее колесо прикреплялось в педали металлическими стержнями, педаль толкала колесо, велосипедист находился между передним и задним колесом и управлял велосипедом с помощью руля, который в свою очередь был прикреплен к переднему колесу. Несколько лет спустя английским инженером Томпсоном были запатентованы надувные шины для велосипеда. Однако шины были технически несовершенны и не получили распространения в то время. Массовый выпуск велосипедов с педалями был начат в 1867 году. Пьер Мишо и придумал название «велосипед».

В 70-х годах 19 века стали популярными так называемые велосипеды «пенни-фартинг», получившие свое название благодаря соразмерности колес, так как монета фартинг была намного меньше пенни. На втулке переднего большего колеса находились педали, а седло было сверху от них. Велосипед был достаточно опасным из-за того, что центр тяжести был смещен к центру. Альтернативой «пенни-фартинг» были трехколесные самокаты, весьма распространенные в то время.

Изобретение металлического колеса со спицами является следующим важным шагом в эволюции велосипедов. Эта удачная конструкция была предложена изобретателем Каупером в 1867 году, и всего два года спустя у велосипедов появилась рама. В конце семидесятых годов англичанин Лоусон изобрел цепную передачу

Rover – «Скиталец» - первый велосипед, похожий на современные велосипеды. Этот велосипед был сделан английским изобретателем Джоном Кемпом Старли в 1884 году. Спустя всего один год был налажен массовый выпуск этих велосипедов. Rover обладал цепной передачей, имел одинаковые по размеру колеса, место водителя было между передним и задним колесом. Велосипед стал настолько популярен в Европе, что, например, в польском языке это слово означает велосипед. Велосипед отличался от предшественника безопасностью и удобством. Производство велосипедов переросло в производство автомобилей, был создан концерн Rover, который просуществовал до 2005 года и обанкротился.

В 1888 году шотландцем Бойдом Данлопом были изобретены каучуковые шины, получившие широкое распространение. В отличие от запатентованных резиновых шин они были технически совершеннее и надежнее. До этого велосипеды часто называли «костотряски», с резиновыми же шинами езда на велосипеде стала более мягкой. Ездить стало намного удобнее. Девяностые года 19 века называли золотым веком велосипедов.

Годом позже были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода. Этот механизм позволял не крутить педали во время, когда велосипед крутится сам. Примерно в это же время был изобретен ручной тормоз, но широко применяться он стал намного позже.

В 1878 году был сделан первый складной велосипед. В девяностых годах были изобретены алюминиевые велосипеды.

Первый рикамбент, велосипед, позволяющий велосипедисту ехать лежа или полулёжа, был изобретен в 1895 году. Через 9 лет концерн «Пежо» начал массовое производство рикамбентов. А в 1915 году для итальянской армии стали выпускать велосипеды с задней и передней подвеской.

В последующее десятилетие появились шарикоподшипники, они уменьшали трение между движущимися частями, конвейерные методы сборки, стальные трубы, двух- и трехскоростные колесные втулки, ножной тормоз и переключатель передач цепного привода. Первые механизмы переключения скоростей, возникшие в начале 20 века были несовершенными. Заднее колесо оборудовали двумя звездочками – по одной с каждой стороны. Для того, чтобы переключить скорость, нужно было остановиться, снять колесо и перевернуть его. При этом цепь нужно было натянуть и зафиксировать. В 1903 году был изобретен планетарный механизм переключения скоростей, но он стал популярным лишь в тридцатые годы 20 века. Аналог сегодняшнего переключателя скоростей родом из 1950 года, его изобрел итальянский велогонщик и производитель велосипедов Туллио Кампаньоло.

В 1974 году начали производить велосипеды из титана, годом спустя – из углепластика. Велокомпьютер, отслеживающий скорость, время, нагрузку был изобретен в 1983 году. В девяностых годах стали популярными системы индексного переключения скоростей.

Популярность велосипедов в 20 веке нельзя назвать стабильной. В начале века велосипеды стали менее популярными из-за развития автомобилестроения и доступности автомобилей. Но в конце шестидесятых велосипеды стали очень модными благодаря пропаганде здорового образа жизни.

Источник: activitysport.ru

Winny

Каждый из нас знает, что такое - велосипед. Но мало кто сможет дать чёткое определение этого предмета. Вот что об этом говорит Википедия:

Велосипе?д (из фр. v?locip?de, от лат. velox — быстрый и pes — нога) — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипеды.

Ещё больше об истории велосипеда, а также о некоторых интересных фактах, касательно этого транспортного средства читаем в статье "Велосипед" Википедии — свободной энциклопедии.